Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Березка»

Адрес296012, Республика Крым, Армянск, микрорайон имени Генерала Васильева, 8

Контакты администрации

Как воспитать ответственного и самостоятельного человека?

Как воспитать ответственного и самостоятельного ребенка.

      Чувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей – помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык. Воспитательная позиция взрослых может развить или подавить «заданные» природой качества. Специалисты отмечают, что самые ответственные дети вырастают у тех, кто умело соединяет контроль над действиями ребенка с предоставлением ему свободы. Как добиться такого баланса и найти «золотую середину» в воспитании детей?

Что такое ответственность и зачем ее развивать?

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

·         Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;

·         Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;

·         Выполняет договоренности и обещания;

·         Верен своему слову;

·         Может самостоятельно принимать решения;

·         Думает о последствиях.

·         Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент.

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды?

1.     От 0 до 2 лет - малыши еще не умеют связывать свои поступки с наступившими последствиями. Они ориентируются на положительную или отрицательную реакцию окружающих и со временем запоминают, как поступать нельзя. Настоящей ответственности, например, за порядок в комнате, пока нет и требовать ее бессмысленно.

2.     От 2 до 3,5 лет - на этот возрастной период обычно приходится «кризис 3-х лет». Поведение детей меняется: они капризничают, бунтуют, отказываются от привычных дел. Зная запреты, они, тем не менее, нарушают правила, испытывая взрослых в семье на прочность. Не пугайтесь! Это не значит, что время упущено, и малыш вырастет безответственным. Просто четко обозначьте границы дозволенного и не отступайте от установленных правил, даже когда ваше чадо пытается добиться желаемого при помощи крика. Если нельзя есть сладкое перед обедом сегодня, значит всегда нельзя. Кризис закончится, и вы увидите, как изменился и повзрослел ваш малыш.

3.     От 3,5 до 5 лет - возраст, направленный на формирование ответственности детей. Признавайте самостоятельность малыша в некоторых вопросах. Например, зонами ответственности могут быть: уборка игрушек, выбор одежды утром по погоде, помощь маме в различных делах, кормление питомца, уход за цветком.

4.     От 5 до 7 лет - дошкольник постепенно становится все более ответственным за свои действия. Он уже понимает, какие поступки вызовут одобрение. Нужно расширять обязанности, давать посильные поручения по дому, на даче, объяснять важность бережного отношения к природе, чужим вещам.

5.     Воспитание ответственности младших школьников проявляется в инициативности, способности к самостоятельным общественным начинаниям, предприимчивости, активности. Инициативные ребята говорят: «Мне интересно», «Я хочу попробовать», «Это я сделаю по-другому, вот так», «Смотри, что у меня получилось!».

Важно! Не упустите момент появления инициативности. В детском саду не всегда уделяется внимание развитию чувства ответственности. Поэтому в семье нужно всячески поощрять желание ребенка быть активным, инициативным, поддерживать, давать возможность исследовать новое. Инициативность – залог будущего умения добиваться поставленных целей и отстаивать свои права. Важно разговаривать с детьми – внимательно выслушать, дать совет, скорректировать, направить энергию в нужное русло.

Развитие чувства ответственности у дошколят.

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

·         застелить кровать после дневного сна;

·         помочь нянечке расставить приборы к обеду;

·         убрать по местам игрушки.

 

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

·         сажают растения;

·         помогают делать скворечники;

·         ухаживают за питомцами в живом уголке.

    В некоторых садиках проходят занятия «маленький поваренок», где воспитанники учатся готовить простые блюда. Для них это захватывающее занятие, дающее почувствовать и представить себя взрослым, ответственным за поручение.

Как приучить ребенка к ответственности ?

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора.

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

-«Ты пойдешь в садик в фиолетовом или желтом платье?»

-«Какой салат сделаем на ужин? Мясной или овощной?»

-«Сегодня соберем пазл или почитаем книгу?»

Важно! Правильное воспитание сильной личности – уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел.

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

·         застелить кровать;

·         убрать комнату;

·         пропылесосить коврик;

·         вымыть тарелку;

·         одеться на прогулку;

·         выучить стихотворение.

     Дети с энтузиазмом берутся выполнять часть «взрослых» обязанностей. Но оценивая результат работы, будьте предельно осторожными. Бывает, что видение маленького помощника не совпадает с вашим. Например: 5-летняя Маша убрала игрушки в комнате, но сделала это по-своему: сложила их не так, как ожидалось. Мама отреагировала негативно и взялась сама перекладывать вещи по местам. В следующий раз дочка убираться не захочет. Так можно убить положительную и здоровую мотивацию.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ.

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

·         мыть свою чашку и тарелку;

·         содержать в чистоте личную комнату;

·         делать все уроки до прогулки;

·         самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

     Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

·         дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;

·         дольше поиграть на улице;

·         сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

·         сократите количество вечерних мультфильмов;

·         замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

     Есть правила, которые не обсуждаются (касающиеся жизни и здоровья, личной гигиены) и есть моменты, в которых сын или дочь может настоять на своем. С первой категорией будьте последовательны: «нет» сегодня – значит, «нет» завтра и послезавтра. Малышам свойственно прощупывать границы дозволенного

 

Советы родителям:

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности:

·         Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.

·         Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.

·         Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.

·         Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.

·         Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя: А.Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; А.Гайдар,«Тимур и его команда»; Л. Толстой, «Рассказы о детях»; А. Волков «Волшебник изумрудного города».

·         Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.

·         Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.

·         Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.

·         Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.

·         Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.

·         Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

 

     Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Дата публикации — 12.01.2021